Сайт президента РосиииПравительство РФПравительство Брянской областиБрянская областная Дума

Департамент внутренней политики Брянской области

Интернет-портал правовой информации

pobeda 75

Стратегические инициативы Президента РоссииРабота в РоссииПортал закупокТоргиdata.gov.rugosuslugiУполномоченный по правам человека

Карта убитых дорог

График плановых отключений

Опрос о развитии конкурентной средыОпрос Эффективность деятельности руководителей органов местного самоуправленияПерсональные данные. ДетиБрянская ГубернияРоссийская ниваРезультаты независимой оценки качества оказания услуг организациямиБрянский край

god dobrovolca

nalog.ru

svetlayastrana

Социальный калькулятор

perepis

histrf

 

 

Туристические объекты Выгоничского района

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Усадьба Безобразовых

Первоначально усадьба в Кокино принадлежала старинному роду Безобразовых. Среди Безобразовых были храбрые воеводы, строители Смоленской крепости, участники Отечественной войны 1812 года, русско-турецкой компании, Первой мировой войны.

Кокинские Безобразовы принадлежали к той ветви, которая вела своё начало от  Безобразова,  приехавшего в Москву из Пруссии в начале XV века. Среди них известны для нас несколько.

Это Петр Матвеевич Безобразов, назначенный в 1610 году Севским воеводой. С его именем связано наиболее раннее сохранившееся описание земель поместья.

Сергей Безобразов участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и погиб в ней. После его смерти в Кокинском имении остались его вдова Варвара Николаевна Безобразова, родная тетка великого поэта Фёдора  Ивановича Тютчева.

В первой половине XIX века господский дом был деревянным, на каменном фундаменте. Рядом с ним – разные хозяйственные постройки, два сада и оранжерея, мукомольная мельница, сукновальня и недействующий винокуренный завод.

Через некоторое  время имение пришло в упадок и в 1833г. было продано за долги. Приобретено брянской подполковницей Верой  Александровной  Халаевой.

Усадьба Халаевых

С этого момента в усадьбе появляютя новые хозяева, которые и владели им до 1917 года. Кроме Веры Александровны нам известно еще двое Халаевых – владельцев усадьбы в Кокино. Николай Павлович  и Николай Николаевич. Последний являлся предводителем дворянства Трубчевского уезда и последним Кокинским помещиком.

К началу XX века были перестроены практически все здания усадьбы, включая господский дом, который был построен в 1906 году по проекту архитектора Орлова. В центре усадьбы находился помещичий двухэтажный дом. Сторона, обращенная к парку, была  лицевой стороной. С высокого крытого крыльца второго этажа, поддерживаемого дорическими колоннами, к парку спускалась широкая пологая лестница, перед которой был расположен подъездной круг. Построен дом в стиле классицизма и полностью продолжает традиции архитектуры «дворянских гнезд» XIX века. Здание сложено из красного кирпича местного производства. Отделка колонн,  портиков и фронтонов побелена. Сочетание белого и красного цветов – это характерный признак архитектуры русского провинциального классицизма. По строительному материалу можно  определить принадлежность и возраст кокинских построек. На кирпичах, из которых построены здания усадьбы , отпечатаны буквы ХНН – Халаев Николай Николаевич.

Напротив дома был разбит парк. От парадного входа и подъездного круга протянулась центральная аллея парка, которая выходила на дороги, ведущие  на  Брянск. Вся территория парка делилась прямыми аллеями на четыре части. Здесь были фруктовый и цветочный сад. Красу и гордость парка составляли  липовые аллеи. Планировка парка и основной набор деревьев парка и сада сохранился, скорее всего, с безобразовских  времен.  За ними по пологому склону к речке Волосовке  спускался ландшафтный парк, представлявший из себя свободно растущие деревья различных пород.

Остатки помещичьих построек сохранились лишь как декоративные «старинные развалины».

Недалеко  от господского дома находилась церковь – пожалуй единственная постройка, сохранившаяся с безобразовских  времен. Возле церкви располагались погост и площадь. За церковью, ниже к озеру, была кузница. Позднее в ней находилась первая кокинская электростанция, затем склад. Здание сохранилось.

Вся территория усадьбы располагалась на возвышенности, с трех сторон была окружена глубокими оврагами,  и лишь со стороны парка  открывался ровный, плавный ландшафт.

После Октября 1917 года в России было ликвидировано помещичье землевладение.  Халаевы  покинули Кокино навсегда. По сравнению с соседними имениями их дому и усадьбе относительно повезло, оно не было разрушено. Тем не менее, в последующие годы усадьба и парк постепенно приходят в запустение, церковь была закрыта, разграблена, снесена колокольня.

Возрождение Кокино связано с открытием на базе имения с/х школы маслоделия и сыроварения, и особенно с открытием в 1930 году Кокинского с/х техникума, первым и бессменным директором которого стал П.Д.Рылько.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы,  1-я пол. 19 в.
с. Красное  (памятник  архитектуры  регионального   значения)

Село Красное расположено в 14 км к западу от райцентра Выгоничи . К началу 20 в. оно являлось центром  Красносельской волости; ныне это центр Красносельского сельского поселения.  Красное было крупнейшим населенным пунктом на территории нынешнего Выгоничского района: его население превышало 2000 человек. В настоящее время здесь проживает около  500 жителей.

Деревянная церковь в честь  Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1695 г. по просьбе местных крестьян. До этого Красное было деревней, которая входила в состав прихода с. Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского женского монастыря,  поэтому благословение на постройку храма было получено от самого патриарха Московского и Всея Руси Адриана.   21 ноября 1696 г. священник Никифор Минин  освятил  Покровскую  церковь . Здание было выстроено из бревен старой разобранной  церкви села Супонево.  Впоследствии Покровский храм вместе с селом был истреблен пожаром,  после чего Красное было перенесено в другое место, недалеко от прежнего, где была построена новая деревянная церковь. Она существовала до 1819 г.

В центре Красного на средства прихожан был выстроен каменный холодный храм, до Отечественной войны 1812 года возведенный наполовину. Война остановила строительство .  И только в  1815 г. постройка храма была завершена.  Он состоял из основного помещения,  трапезной, колокольни.  Набат  колокола в хорошую погоду был  слышен  на 10-15 км окрест. Позднее  было пристроено  два придела,  правый  освящен во имя Михаила Архангела,  а левый -  во имя Троицы Живоначальной.  В 1895 г. на средства прихожан  приобретены для храма три новых иконостаса. Из храмовых икон особенно почитался прихожанами образ Смоленской  иконы Божией Матери.

В 1930-х гг. начались репрессии священнослужителей.  В 1931 году  служивший в Покровском храме священник Алексей Васильев  был  арестован и затем приговорен к 3 годам лагерей.  В 1936 г. был арестован и приговорен к 5 годам ссылки  иерей Михаил  Архангельский. В конце 1930-х г. Покровская церковь была на некоторое время закрыта,  разобрали колокольню.  В народе говорили,  когда  снимали  большой колокол ( а его просто-напросто  сбросили на землю), то он пробил крышу и ушел в землю на  2 метра вглубь.  Здание  церкви  переоборудовали  сначала под школу, а потом под зерносклад.

В  годы  войны  богослужения  в Покровской  церкви возобновились, и в течение последующих 50 лет храм в Красном был единственным действующим храмом района. В 1950 г.  возведена  новая деревянная колокольня. Сохранилось описание храма, сделанное в 1953 г.: «Церковь как внутри, так и снаружи благоустроена,  проведен ремонт, крыша покрыта новым железом, покрашена зеленой краской, стены выбелены. Внутри церкви потолок и стены покрашены масляной краской, художественно отделаны. Художники   Бежицы  сделали  роспись внутри церкви. Куплены 3 люстры , но так как в селе  не было электроосвещения , то священник со старостой решили вместо лампочек в электрические патроны поставить большие свечи…»

В 1961-1962 гг., местная власть вновь пыталась закрыть храм, однако прихожанам удалось его отстоять.

Покровская церковь стоит на небольшой возвышенности, на улице с необычным названием Сторона (дом №49). Церковный участок окружен незатейливой металлической оградой с кирпичными столбами и воротами.  В настоящее время Храм ремонтируется, так как  со временем  церковь порядком обветшала. Прихожане гордятся тем, что в храме три древних иконы: образ Божией Матери «Млекопитательница»  и «Достойно есть», а также Преподобный Серафим Саровский.

У южной стены церкви – два креста: один –  над могилой священника Василия Смирнова (служил в начале 20 века), на втором – табличка с надписью: «Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для победы Православия потрудившихся, их же имена ты, Господи, веси, и прости им всякое прегрешение, вольное и невольное. Аминь». Такие же кресты  установлены  возле многих действующих храмов Брянской области.

 

Церковь Рождества Богородицы  1-я четв. 19 века

Субботово (памятник архитектуры  требует реставрации)

 

История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с  15 марта 1728 года. Владелец деревни Василий Иванович Дуров подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении церкви, обосновывая  его дальностью  Субботова от Лопуши и других сел.  Деревянный храм  был построен в 1735 году.  Со временем церковь  пришла в ветхость.  К 1819 г. старанием  местного помещика поручика  Ефима Вепрейского вместо неё  было  выстроено кирпичное здание,  а на месте разобранной деревянной  церкви  был поставлен дубовый  восьмигранный часовенный столб.

В 1867 году  на  средства священника Ахтырского к церкви была пристроена деревянная  колокольня,  крытая железом.  Из  храмовых  икон  особенно почиталась прихожанами  икона Святителя и  Чудотворца Николая.  Начало  чествования  иконы было положено в 1862 году в память освобождения  крестьян  от  крепостной  зависимости.  С 1892  года в  селе работала  церковно-приходская  школа.

Храм  Субботова действовал  до 1930 года. В годы  фашистской  оккупации  службы в церкви  были возобновлены,  но в 1948 году  бывший  храм   уже  снова  использовался  местным  колхозом  под  склад.

В 1979 году  здание  Рождественской  церкви было  поставлено на  государственную  охрану и признано  памятником  архитектуры  местного  значения.

В  1990-х годах  была  сделана  попытка  консервации  строения.  Были начаты  ремонтно-восстановительные работы,  которые  из-за  крайнего  недостатка  сил и средств  до сих пор  находятся в  начальной  стадии.  Здание  интересного в архитектурном  отношении памятника  в  аварийном состоянии.

Сохранились  лишь  фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 века - фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.

Храм во имя Сергия Радонежского   с. Уты

Сворачивая с трассы на сельскую дорогу  застываешь от изумления – над водной гладью возвышается изящный белоснежный храм с зелеными куполами.

Первое упоминание о деревянном храме во имя Сергия Радонежского относится к 1698 году.  Инициатором  основания  и благотворителем строительства церкви был местный помещик Пётр Елизарьев сын Салов. С течением времени храм обветшал, и на средства местного помещика Алексея  Подлинева в 1769 году выстроили каменный храм. Главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы.  Правый придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Левый – во имя  Николая Чудотворца.  В главном  алтаре  иконостас был семиярусный,  резной с позолотой, а в придельных – трёхъярусные. На колокольне имелось  семь колоколов.

В 20-е годы с приходом новой власти начались гонения на  церковь. Храм был закрыт.  Несколько  десятилетий в нём находился  колхозный склад. Не действовал  храм  и в годы  оккупации.  Народное предание  сохранило печальное  воспоминание о том,  что  во время войны один  воинствующий  атеист стрелял в глаза  святым, которые были  изображены на  иконостасе храма. На следующий день он подорвался на мине.

Тяготились души верующих без молитвы.  После войны, по  рассказам старожилов, жители собирались  помолиться в опустошенной церкви, приносили из своих домов  спрятанные иконы. Многие селяне ездили детей крестить в Красный Рог.  А на Пасху, кто не мог поехать в церковь, приходили к своему родному храму.

Со временем здание было почти разрушено, разграблено, без окон и дверей, даже  крыши не было. С начала 90-х стали восстанавливать храм.  Трудились  всем миром от мала до велика. Пришлось собирать то, что уцелело, и возвращать в храм. Большой поддержкой и радостью стала икона Казанской  Божией Матери, которую   храму подарил настоятель Тихвинской церкви в Брянске архимандрит Никита.

Благодаря общим усилиям  Сергиевский храм стал  преображаться.  Богослужения возобновились с 1999 года.  Первыми прихожанами стали не бабушки, как это обычно бывает, а дети. При храме организовали Воскресную школу. Настоятель храма отец Алексий ездит с ребятами в паломнические поездки во многие святые места России: побывали они у мощей Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.

В  Утах очень любят творчество  земляка иеромонаха Романа (Матюшина). Здесь прошли его детство и юность. Строки  из его  стихов актуальны  и по сей день:        А нам понять бы навсегда,

Чтоб не жалеть о многом:

На свете есть одна беда –

Не повстречаться с Богом.

В 2014 году  храму во имя   Сергия Радонежского исполнилось 245 лет.