Туристические объекты Выгоничского района
Усадьба Безобразовых
Первоначально усадьба в Кокино принадлежала старинному роду Безобразовых. Среди Безобразовых были храбрые воеводы, строители Смоленской крепости, участники Отечественной войны 1812 года, русско-турецкой компании, Первой мировой войны.
Кокинские Безобразовы принадлежали к той ветви, которая вела своё начало от Безобразова, приехавшего в Москву из Пруссии в начале XV века. Среди них известны для нас несколько.
Это Петр Матвеевич Безобразов, назначенный в 1610 году Севским воеводой. С его именем связано наиболее раннее сохранившееся описание земель поместья.
Сергей Безобразов участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и погиб в ней. После его смерти в Кокинском имении остались его вдова Варвара Николаевна Безобразова, родная тетка великого поэта Фёдора Ивановича Тютчева.
В первой половине XIX века господский дом был деревянным, на каменном фундаменте. Рядом с ним – разные хозяйственные постройки, два сада и оранжерея, мукомольная мельница, сукновальня и недействующий винокуренный завод.
Через некоторое время имение пришло в упадок и в 1833г. было продано за долги. Приобретено брянской подполковницей Верой Александровной Халаевой.
Усадьба Халаевых
С этого момента в усадьбе появляютя новые хозяева, которые и владели им до 1917 года. Кроме Веры Александровны нам известно еще двое Халаевых – владельцев усадьбы в Кокино. Николай Павлович и Николай Николаевич. Последний являлся предводителем дворянства Трубчевского уезда и последним Кокинским помещиком.
К началу XX века были перестроены практически все здания усадьбы, включая господский дом, который был построен в 1906 году по проекту архитектора Орлова. В центре усадьбы находился помещичий двухэтажный дом. Сторона, обращенная к парку, была лицевой стороной. С высокого крытого крыльца второго этажа, поддерживаемого дорическими колоннами, к парку спускалась широкая пологая лестница, перед которой был расположен подъездной круг. Построен дом в стиле классицизма и полностью продолжает традиции архитектуры «дворянских гнезд» XIX века. Здание сложено из красного кирпича местного производства. Отделка колонн, портиков и фронтонов побелена. Сочетание белого и красного цветов – это характерный признак архитектуры русского провинциального классицизма. По строительному материалу можно определить принадлежность и возраст кокинских построек. На кирпичах, из которых построены здания усадьбы , отпечатаны буквы ХНН – Халаев Николай Николаевич.
Напротив дома был разбит парк. От парадного входа и подъездного круга протянулась центральная аллея парка, которая выходила на дороги, ведущие на Брянск. Вся территория парка делилась прямыми аллеями на четыре части. Здесь были фруктовый и цветочный сад. Красу и гордость парка составляли липовые аллеи. Планировка парка и основной набор деревьев парка и сада сохранился, скорее всего, с безобразовских времен. За ними по пологому склону к речке Волосовке спускался ландшафтный парк, представлявший из себя свободно растущие деревья различных пород.
Остатки помещичьих построек сохранились лишь как декоративные «старинные развалины».
Недалеко от господского дома находилась церковь – пожалуй единственная постройка, сохранившаяся с безобразовских времен. Возле церкви располагались погост и площадь. За церковью, ниже к озеру, была кузница. Позднее в ней находилась первая кокинская электростанция, затем склад. Здание сохранилось.
Вся территория усадьбы располагалась на возвышенности, с трех сторон была окружена глубокими оврагами, и лишь со стороны парка открывался ровный, плавный ландшафт.
После Октября 1917 года в России было ликвидировано помещичье землевладение. Халаевы покинули Кокино навсегда. По сравнению с соседними имениями их дому и усадьбе относительно повезло, оно не было разрушено. Тем не менее, в последующие годы усадьба и парк постепенно приходят в запустение, церковь была закрыта, разграблена, снесена колокольня.
Возрождение Кокино связано с открытием на базе имения с/х школы маслоделия и сыроварения, и особенно с открытием в 1930 году Кокинского с/х техникума, первым и бессменным директором которого стал П.Д.Рылько.
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, 1-я пол. 19 в.
с. Красное (памятник архитектуры регионального значения)
Село Красное расположено в 14 км к западу от райцентра Выгоничи . К началу 20 в. оно являлось центром Красносельской волости; ныне это центр Красносельского сельского поселения. Красное было крупнейшим населенным пунктом на территории нынешнего Выгоничского района: его население превышало 2000 человек. В настоящее время здесь проживает около 500 жителей.
Деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1695 г. по просьбе местных крестьян. До этого Красное было деревней, которая входила в состав прихода с. Козловки и была вотчиной Московского Вознесенского женского монастыря, поэтому благословение на постройку храма было получено от самого патриарха Московского и Всея Руси Адриана. 21 ноября 1696 г. священник Никифор Минин освятил Покровскую церковь . Здание было выстроено из бревен старой разобранной церкви села Супонево. Впоследствии Покровский храм вместе с селом был истреблен пожаром, после чего Красное было перенесено в другое место, недалеко от прежнего, где была построена новая деревянная церковь. Она существовала до 1819 г.
В центре Красного на средства прихожан был выстроен каменный холодный храм, до Отечественной войны 1812 года возведенный наполовину. Война остановила строительство . И только в 1815 г. постройка храма была завершена. Он состоял из основного помещения, трапезной, колокольни. Набат колокола в хорошую погоду был слышен на 10-15 км окрест. Позднее было пристроено два придела, правый освящен во имя Михаила Архангела, а левый - во имя Троицы Живоначальной. В 1895 г. на средства прихожан приобретены для храма три новых иконостаса. Из храмовых икон особенно почитался прихожанами образ Смоленской иконы Божией Матери.
В 1930-х гг. начались репрессии священнослужителей. В 1931 году служивший в Покровском храме священник Алексей Васильев был арестован и затем приговорен к 3 годам лагерей. В 1936 г. был арестован и приговорен к 5 годам ссылки иерей Михаил Архангельский. В конце 1930-х г. Покровская церковь была на некоторое время закрыта, разобрали колокольню. В народе говорили, когда снимали большой колокол ( а его просто-напросто сбросили на землю), то он пробил крышу и ушел в землю на 2 метра вглубь. Здание церкви переоборудовали сначала под школу, а потом под зерносклад.
В годы войны богослужения в Покровской церкви возобновились, и в течение последующих 50 лет храм в Красном был единственным действующим храмом района. В 1950 г. возведена новая деревянная колокольня. Сохранилось описание храма, сделанное в 1953 г.: «Церковь как внутри, так и снаружи благоустроена, проведен ремонт, крыша покрыта новым железом, покрашена зеленой краской, стены выбелены. Внутри церкви потолок и стены покрашены масляной краской, художественно отделаны. Художники Бежицы сделали роспись внутри церкви. Куплены 3 люстры , но так как в селе не было электроосвещения , то священник со старостой решили вместо лампочек в электрические патроны поставить большие свечи…»
В 1961-1962 гг., местная власть вновь пыталась закрыть храм, однако прихожанам удалось его отстоять.
Покровская церковь стоит на небольшой возвышенности, на улице с необычным названием Сторона (дом №49). Церковный участок окружен незатейливой металлической оградой с кирпичными столбами и воротами. В настоящее время Храм ремонтируется, так как со временем церковь порядком обветшала. Прихожане гордятся тем, что в храме три древних иконы: образ Божией Матери «Млекопитательница» и «Достойно есть», а также Преподобный Серафим Саровский.
У южной стены церкви – два креста: один – над могилой священника Василия Смирнова (служил в начале 20 века), на втором – табличка с надписью: «Помяни, Господи, души приснопамятных вождей и воинов, за Веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для победы Православия потрудившихся, их же имена ты, Господи, веси, и прости им всякое прегрешение, вольное и невольное. Аминь». Такие же кресты установлены возле многих действующих храмов Брянской области.
Церковь Рождества Богородицы 1-я четв. 19 века
Субботово (памятник архитектуры требует реставрации)
История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с 15 марта 1728 года. Владелец деревни Василий Иванович Дуров подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении церкви, обосновывая его дальностью Субботова от Лопуши и других сел. Деревянный храм был построен в 1735 году. Со временем церковь пришла в ветхость. К 1819 г. старанием местного помещика поручика Ефима Вепрейского вместо неё было выстроено кирпичное здание, а на месте разобранной деревянной церкви был поставлен дубовый восьмигранный часовенный столб.
В 1867 году на средства священника Ахтырского к церкви была пристроена деревянная колокольня, крытая железом. Из храмовых икон особенно почиталась прихожанами икона Святителя и Чудотворца Николая. Начало чествования иконы было положено в 1862 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. С 1892 года в селе работала церковно-приходская школа.
Храм Субботова действовал до 1930 года. В годы фашистской оккупации службы в церкви были возобновлены, но в 1948 году бывший храм уже снова использовался местным колхозом под склад.
В 1979 году здание Рождественской церкви было поставлено на государственную охрану и признано памятником архитектуры местного значения.
В 1990-х годах была сделана попытка консервации строения. Были начаты ремонтно-восстановительные работы, которые из-за крайнего недостатка сил и средств до сих пор находятся в начальной стадии. Здание интересного в архитектурном отношении памятника в аварийном состоянии.
Сохранились лишь фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 века - фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.
Храм во имя Сергия Радонежского с. Уты
Сворачивая с трассы на сельскую дорогу застываешь от изумления – над водной гладью возвышается изящный белоснежный храм с зелеными куполами.
Первое упоминание о деревянном храме во имя Сергия Радонежского относится к 1698 году. Инициатором основания и благотворителем строительства церкви был местный помещик Пётр Елизарьев сын Салов. С течением времени храм обветшал, и на средства местного помещика Алексея Подлинева в 1769 году выстроили каменный храм. Главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел – во имя Преподобного Сергия Радонежского. Левый – во имя Николая Чудотворца. В главном алтаре иконостас был семиярусный, резной с позолотой, а в придельных – трёхъярусные. На колокольне имелось семь колоколов.
В 20-е годы с приходом новой власти начались гонения на церковь. Храм был закрыт. Несколько десятилетий в нём находился колхозный склад. Не действовал храм и в годы оккупации. Народное предание сохранило печальное воспоминание о том, что во время войны один воинствующий атеист стрелял в глаза святым, которые были изображены на иконостасе храма. На следующий день он подорвался на мине.
Тяготились души верующих без молитвы. После войны, по рассказам старожилов, жители собирались помолиться в опустошенной церкви, приносили из своих домов спрятанные иконы. Многие селяне ездили детей крестить в Красный Рог. А на Пасху, кто не мог поехать в церковь, приходили к своему родному храму.
Со временем здание было почти разрушено, разграблено, без окон и дверей, даже крыши не было. С начала 90-х стали восстанавливать храм. Трудились всем миром от мала до велика. Пришлось собирать то, что уцелело, и возвращать в храм. Большой поддержкой и радостью стала икона Казанской Божией Матери, которую храму подарил настоятель Тихвинской церкви в Брянске архимандрит Никита.
Благодаря общим усилиям Сергиевский храм стал преображаться. Богослужения возобновились с 1999 года. Первыми прихожанами стали не бабушки, как это обычно бывает, а дети. При храме организовали Воскресную школу. Настоятель храма отец Алексий ездит с ребятами в паломнические поездки во многие святые места России: побывали они у мощей Преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре.
В Утах очень любят творчество земляка иеромонаха Романа (Матюшина). Здесь прошли его детство и юность. Строки из его стихов актуальны и по сей день: А нам понять бы навсегда,
Чтоб не жалеть о многом:
На свете есть одна беда –
Не повстречаться с Богом.
В 2014 году храму во имя Сергия Радонежского исполнилось 245 лет.
< Предыдущая | Следующая > |
---|